Вы здесь

Типичные ошибки, допускаемые компетентными органами при оформлении и исполнении запросов о международной правовой помощи

Наиболее характерными причинами возврата на переоформление материалов о правовой помощи в рамках международных договоров являлось:

◦нарушение порядка международных сношений между компетентными судами иностранных государств. В поручениях судьи указывают на необходимость направления документов, составленных в связи с исполнением поручений, непосредственно в их адрес. При исполнении иностранных поручений суды направляют документы, составленные в связи с их исполнением (неисполнением, непосредственно в адрес иностранного суда
◦инициатора запроса, минуя уполномоченные органы юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы являются наблюдательным органом и отслеживают исполнение запросов о международной правовой помощи, нарушение установленного порядка сношений приводит к длительной переписке между органами юстиции и судами по выяснению причин неисполнения запросов о правовой помощи. Кроме того, при отсутствии сведений об исполнении запросы направляются компетентными органами – инициаторами запросов, также в органы юстиции, которые в свою очередь осуществляют поиск документов. В связи с направлением судами Российской Федерации материалов о правовой помощи непосредственно в иностранные органы Министерству юстиции Российской Федерации компетентными органами иностранных государств такие материалы возвращаются в связи с не соблюдением субординации, а также нарушением установленного порядка международных сношений.
◦документы подписываются (заверяются) секретарями судебного заседания, помощниками судей, скрепляются печатью канцелярии суда, документы, объем которых превышает один лист не прошиваются. Согласно норм международных договоров документы, составленные на территории одного из Договаривающихся государств, действительны на территории другого при условии их составления по установленной форме уполномоченным лицом и скреплении гербовой печатью;
◦при направлении поручения для исполнения на территории иностранного государства судами не всегда назначается срок судебного заседания, достаточный для исполнения поручения (судебное заседание должно быть назначено не ранее, чем через 6-10 месяцев после направления поручения, это обусловлено сложившейся международной практикой, а также требованиями отдельных государств о том, что документы должны быть вручены ответчику не позднее, чем за 30-90 дней до судебного разбирательства);
◦не соблюдение формы поручения, а именно: отсутствие адреса лица, в отношении которого необходимо произвести процессуальные действия, искажение наименований государств и заключенных договоров, отсутствие сведений о документах, подлежащих вручению;
◦документы, подлежащие вручению, не всегда направлялись двух экземплярах с нотариально заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, когда такое требование предусмотрено нормами международных договоров;
◦не принимаются меры по установлению нового места жительства лица, в отношении которого требуется произвести процессуальные действия;
◦отсутствие необходимых и (или) надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих невозможность исполнения поручения;
◦при направлении ходатайства о признании и приведении в исполнение на территории иностранного государства решения российского суда в пакете документов отсутствует документ о том, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о дате и месте судебного заседания, вместе с тем основным отказом в признании является то основание, что ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд. Необходимо отметить, что большинство стран – участников Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года при присоединении к ней сделали заявления о том, что вручение возможно только в порядке, установленном настоящей Конвенцией, и направление судебных документов в адрес ответчиков почтой не является надлежащим вручением;
◦иногда вместо ходатайства от имени истца по делу о взыскании алиментов суды представляют в органы юстиции ходатайство, составленное от имени суда. Между тем, ходатайство от имени суда о разрешении принудительного исполнения на территории другого государства судебного решения составляется лишь в случаях, когда суду необходимо взыскать в доход государства суммы государственной пошлины. В остальных случаях ходатайство представляется от имени заинтересованной стороны по делу.
Продолжают поступать исполнительные листы и судебные приказы о взыскании денежных сумм с должников, проживающих за пределами Российской Федерации. Однако, п. 2 ч. 1 ст. 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации.

Определения российских судов о производстве отдельных процессуальных действий также не действительны за пределами Российской Федерации и в соответствии с п. 4 ст. 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в Российской Федерации может обращаться в иностранные суды с поручениями (просьбами) о совершении отдельных процессуальных действий. Поручение это самостоятельный документ – оформленный в соответствии с требованиями международного договора.

Объем правовой помощи, оказываемой Договаривающимися сторонами, предусмотрен международными договорами и представляет собой исчерпывающий перечень, который не может быть произвольно дополнен или расширен. Так, например, в этот объем не входит направление документов, не подлежащих исполнению на территории иностранных государств – решений и приговоров судов о лишении свободы, о конфискации имущества, о взыскании штрафов за административные правонарушения и др.

Имеют место случаи повторного возврата документов в суды для переоформления по тем же основаниям, по которым они уже возвращались, что существенно затягивает сроки исполнения поручений об оказании международной правовой помощи.

Неединичные факты обращения в адрес Главного управления заинтересованных лиц по поводу приведения в исполнение на территории иностранного государства решения российского суда свидетельствует о том, что суды, вынося решение об имущественных взысканиях с лиц, проживающих на территориях иностранных государств, не разъясняют гражданам, в пользу которых вынесены эти решения, порядок их исполнения на территории другого государства.

Процесс расширения договорно-правовых отношений с иностранными государствами требует от российских органов юстиции и судов более четкого и оперативного решения многочисленных вопросов, связанных с урегулированием возникающих правоотношений и оказанием правовой помощи.

Упущения в оформлении документов приводит к неоправданным задержкам направления за границу поручений, ходатайств российских граждан и организаций, а также документов, составленных в связи с исполнением поручений иностранных судов и рассмотрением ходатайств иностранных лиц, что вызывает оправданные нарекания со стороны заинтересованных лиц и влечет их обращения в органы юстиции.

Следует отметить, что не всегда суды отвечают на запросы органов юстиции о длительном неисполнении поручений иностранных судов.

При рассмотрении специалистами Отдела запросов об оказании правовой помощи в части истребования документов об актах гражданского состояния были выявлены следующие нарушения, допускаемые органами ЗАГС при составлении поручений о правовой помощи:

◦поручения органов ЗАГС не скрепляются печатью и подписью руководителя запрашивающего органа;
◦в анкетах об истебовании документов об актах гражданского состояния, заполняемых гражданами, неточно указано наименование истребуемого документа, либо не указано место жительства заявителя (полный почтовый адрес), а также полный почтовый адрес органа ЗАГС по месту жительства заявителя с указанием почтового индекса;
◦на анкетах отсутствует подпись заявителя и дата составления;
◦анкеты составляются в 1 экземпляре. Довольно часто, на одном экземпляре в верхнем левом углу бланка не указывается «подлежит возврату». Предполагается, что второй экземпляр анкеты с пометкой «подлежит возврату» вместе с истребованным документом будет возвращена в орган ЗАГС по месту жительства лица, истребовавшего документ;
◦при истребовании свидетельств и справок, органы ЗАГС вместо анкет-обращений оформляют поручение (просьбу), а при истребовании копий актовых записей – анкеты.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).