Вы здесь

Порядок регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ И ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (абз. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (ч. 1, 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок принятия и регистрация Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования урегулированы нормами Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько стадий.

 

1. Разработка проекта Устава муниципального образования или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (далее – Проект).

Проект муниципального правового акта – документ, содержащий предварительный текст муниципального правового акта.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:

- депутатами представительного органа муниципального образования;

- главой муниципального образования;

- иными выборными органами местного самоуправления;

- главой местной администрации;

- органами территориального общественного самоуправления;

- инициативными группами граждан;

- иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 1. 2 ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и Красноярского края.

 

2. Опубликование (обнародование) Проекта.

Проект подлежит официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Уставом муниципального образования должен быть закреплен вид источника опубликования (обнародования). Если Уставом муниципального образования закреплено, что источником опубликования является газета, то указывается наименование газеты, если обнародование - закрепляется процедура: в каких населенных пунктах и местах проводится обнародование, тираж публикации, срок размещения и т.д. (п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

К числу периодических печатных изданий, относятся районные газеты, также действующее законодательство предусматривает возможность создания городскими и сельскими поселениями своего периодического печатного издания (п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

В Уставе муниципального образования может содержаться как опубликование в газете, процедура обнародования, так и совмещение указанных процедур. Сайт не является официальным источником опубликования (пункт 7 Методических рекомендаций).

Вместе с проектом одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по Проекту, а также порядок участия граждан в его обсуждении. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Обращаем особое внимание, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) Проекта и его утверждением на сессии представительного органа составляет не менее 30 дней (сессия представительного органа проводится на 31 день и позже) (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

 

3. Публичные слушания.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 28Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения Проектов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания:

- по инициативе населения (назначаются представительным органом муниципального образования);

- представительным органом муниципального образования (назначаются представительным органом муниципального образования);

- главой муниципального образования (назначаются главой муниципального образования).

Не проводятся публичные слушания, когда изменения в Устав муниципального образования вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе муниципального образования вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

 

3.1. Публикация (обнародование) информации о назначении публичных слушаний).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривает оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с Проектом, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования (ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Период времени от информирования населения муниципального образования, до проведения публичных слушаний, устанавливается Уставом муниципального образования и, как правило, составляет не менее 10 дней.

В случае переноса публичных слушаний жители муниципального образования должны быть проинформированы.

 

3.2. Проведение публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний по Проекту должно быть запротоколировано. Протокол подписывается Председателем публичных слушаний и секретарем. В протоколе указывается информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, вопрос, вынесенный на публичные слушания, список участников, предложения поступившее от жителей муниципального образования, принятое решение, результаты голосования.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию (обнародованию).

 

4. Проведение сессии представительного органа муниципального образования.

После проведения публичных слушаний Проект выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

На сессии представительного органа муниципального образования принимается Устав муниципального образования или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (далее – Решение).

Полномочия представительного органа муниципального образования исполняет Совет депутатов или Сход граждан.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Порядок проведения сессии представительного органа муниципального образования устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования (Решением Схода граждан, если полномочия представительного органа исполняет Сход граждан) и включает в себя требования к процедуре рассмотрения и утверждения проекта, а также к оформлению протокола сессии представительного органа.

Устав муниципального образования или Решение принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса (для выхода из зашедшего в тупик голосования), голос главы муниципального образования учитывается при принятии Устава муниципального образования или Решения как голос депутата представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае если при определении кворума число полученных голосов депутатов является не целым, то голоса следует рассчитывать по правилам математики (округление к ближайшему целому, например: 11,9 → 12; 2,5 → 3; 2,4 → 2; 1,1 → 1).

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ).

Протокол сессии представительного органа муниципального образования подписывается Председателем представительного органа муниципального образования (независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и Председателя Совета депутатов или нет) а также секретарем. Протокол сессии представительного органа муниципального образования должен содержать: дату, количество избранных депутатов, количество присутствующих депутатов, количество отсутствующих депутатов, причины отсутствия депутатов, вопросы вынесенные на повестку дня, результаты голосования.

Решение представительного органа муниципального образования должно быть подписано председателем представительного органа муниципального образования, а также для приобретения юридической силы главой муниципального образования.

В случае, если в соответствии с Уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, глава подписывает Решение единолично.

Если Глава отсутствует на момент принятия Устава или Решения, то правом подпись обладает должностное лицо, исполняющее полномочие Главы муниципального образования.

 

5. Направление Устава муниципального образования, Решения на государственную регистрацию.

Устав муниципального образования или Решение направляется главой муниципального образования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю в течение 15 дней со дня его принятия (ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ).

В случае если Устав муниципального образования или Решение представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.

Для государственной регистрации Устава муниципального образования представляются:

1) Сопроводительное письмо (заявление) на имя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Ирины Васильевны Астаниной (1 экземпляр);

2) Копия распоряжения, в случае если Устав подписан не Главой (1 экземпляр);

3) Доверенность, в случае передачи полномочий (1 экземпляр);

4) Устав муниципального образования (2 экземпляра);

5) Решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования (2 экземпляра);

6) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (2 экземпляра);

7) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (2 экземпляра);

8) сведения о результатах публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования (2 экземпляра);

9) магнитный носитель (диск, дискета, флеш накопитель);

10) предоставляется подлинник свидетельства Устава муниципального образования для его погашения (1 экземпляр).

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (Совета депутатов или печатью местной администрации в случае принятия Устава муниципального образования на сходе граждан).

Для государственной  регистрации Решения в порядке, установленном ч. 2-4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ, в регистрирующий орган предоставляются в двух экземплярах:

1) сопроводительное письмо (заявление) на имя начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Ирины Васильевны Астаниной (1 экземпляр);

2) Копия распоряжения, в случае если Решение подписано не Главой (1 экземпляр);

3) Доверенность, в случае передачи полномочий (1 экземпляр);

4) Новая редакция положений Устава муниципального образования с внесенными в них изменениями (2 экземпляра);

5) Решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии изменений в Устав муниципального образования (2 экземпляра);

6) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят Устав муниципального образования (2 экземпляра);

7) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (2 экземпляра);

8) сведения о результатах публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования (2 экземпляра);

9) магнитный носитель (диск, дискета, флеш накопитель).

Устав муниципального образования, Решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (Совета депутатов или печатью местной администрации в случае принятия Устава муниципального образования на сходе граждан).

 

6. Принятие решения о государственной регистрации Устава муниципального образования, Решения.

 

Регистрация.

Решение о государственной регистрации Устава муниципального образования или Решения принимается в 30 дневный срок со дня его поступления в Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации Устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный Устав муниципального образования, свидетельство о регистрации Устава муниципального образования со вторыми экземплярами предоставленных документов, при регистрации Решения направляет главе муниципального образования зарегистрированное Решение со вторыми экземплярами документов.

 

Возврат без государственной регистрации.

Документы, представленные на государственную регистрацию, рекомендуется возвращать главе муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

а) представлен не полный перечень документов, указанный в пункте 4 Методических рекомендаций (ч. 2-4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ);

б) представленные документы не соответствуют требованиям указанным в пункте 4 Методических рекомендаций (ч. 2-4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ);

в) документы отозваны Главой муниципального образования.

 

Отказ в государственной регистрации.

В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии Устава муниципального образования или Решения Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу Красноярского края, законам Красноярского края, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия Устава муниципального образования или Решения и (или) о наличии в Уставе муниципального образования или Решении коррупциогенных факторов, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации (ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации Устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава муниципального образования, Решения для государственной регистрации после устранения нарушений.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке (ч. 8, 9 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

 

7. Опубликование Устава муниципального образования, Решения.

Устав муниципального образования, Решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, Решение в течение 7 дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (абз. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В качестве общего критерия общедоступности и для опубликования, и для обнародования следует рассматривать доступность распространяемой информации без применения специальных технических средств. К сожалению, данному критерию сеть «Интернет» в настоящее время не отвечает. Следовательно, муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, обнародованными. Размещение информации в сети «Интернет» в системе действующего правового регулирования лишь дополняет официальное опубликование (обнародование). 

 

8. Направление опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю.

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) Устава муниципального образования, Решения обязан направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) Устава муниципального образования, Решения для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 97-ФЗ).

В соответствии со статьей 19.7 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - влечет административную ответственность. 

 

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Красноярском крае осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – регистрирующий орган) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

 

 

Регистрирующий орган:

- проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции Красноярского края, законам Красноярского края;

- проверяет соблюдение установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования);

- проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования);

- присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

- выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

- включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований Красноярского края.

 

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

 

 

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующим органом направляется главе муниципального образования также в пятидневный срок со дня принятия решения о его государственной регистрации.

 

 

В случае если в результате проверки представленных на государственную регистрацию документов, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Красноярского края, законам Красноярского края, о нарушении установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования (муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования) коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования)  в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

 

07 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).