Вы здесь

Порядок регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ И ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (абз. 17 ч. 1     ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (ч. 1, 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок принятия и регистрации Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования урегулированы нормами Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько стадий.

 

1. Разработка проекта Устава муниципального образования или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (далее – Проект).

Проект муниципального правового акта – документ, содержащий предварительный текст муниципального правового акта.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:

- депутатами представительного органа муниципального образования;

- главой муниципального образования;

- иными выборными органами местного самоуправления;

- главой местной администрации;

- органами территориального общественного самоуправления;

- инициативными группами граждан;

- иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 1. 2 ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и Красноярского края.

 

2. Опубликование (обнародование) Проекта.

Проект подлежит официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Уставом муниципального образования должен быть закреплен вид источника опубликования (обнародования). Если Уставом муниципального образования закреплено, что источником опубликования является газета, то указывается наименование газеты, тираж публикации, если обнародование - закрепляется процедура: в каких населенных пунктах и местах проводится обнародование, срок размещения и т.д. (п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В Уставе муниципального образования может содержаться как опубликование в газете, процедура обнародования, так и совмещение указанных процедур. Сайт не является официальным источником опубликования (определение Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2016 (Дело № 43-АПГ16-14).

Вместе с проектом одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по Проекту, а также порядок участия граждан в его обсуждении. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Обращаем особое внимание, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) Проекта и его утверждением на сессии представительного органа составляет не менее 30 дней (сессия представительного органа проводится на 31 день и позже) (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

 

3. Публичные слушания.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения Проектов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания:

- по инициативе населения (назначаются представительным органом муниципального образования);

- представительным органом муниципального образования (назначаются представительным органом муниципального образования);

- главой муниципального образования (назначаются главой муниципального образования).

Не проводятся публичные слушания, когда изменения в Устав муниципального образования вносятся в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами  (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

 

3.1. Публикация (обнародование) информации о назначении публичных слушаний).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривает оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с Проектом, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования (ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Период времени от информирования населения муниципального образования, до проведения публичных слушаний, устанавливается Уставом муниципального образования и, как правило, составляет не менее 10 дней.

В случае переноса публичных слушаний жители муниципального образования должны быть проинформированы.

 

3.2. Проведение публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний по Проекту должно быть запротоколировано. Протокол подписывается Председателем публичных слушаний и секретарем. В протоколе указывается информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, вопрос, вынесенный на публичные слушания, список участников, предложения поступившее от жителей муниципального образования, принятое решение, результаты голосования.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию (обнародованию).

 

4. Проведение сессии представительного органа муниципального образования.

После проведения публичных слушаний Проект выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

На сессии представительного органа муниципального образования принимается Устав муниципального образования или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (далее – Решение).

Полномочия представительного органа муниципального образования исполняет Совет депутатов или Сход граждан.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Порядок проведения сессии представительного органа муниципального образования устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования (Решением Схода граждан, если полномочия представительного органа исполняет Сход граждан) и включает в себя требования к процедуре рассмотрения и утверждения проекта, а также к оформлению протокола сессии представительного органа.

Устав муниципального образования или Решение принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии Устава муниципального образования или Решения как голос депутата представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае если при определении кворума число полученных голосов депутатов является не целым, то голоса следует рассчитывать по правилам математики (округление к ближайшему целому, например: 11,9 → 12; 2,5 → 3; 2,4 → 2; 1,1 → 1).

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ).

Протокол сессии представительного органа муниципального образования подписывается Председателем представительного органа муниципального образования (независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и Председателя Совета депутатов или нет) а также секретарем. Протокол сессии представительного органа муниципального образования должен содержать: дату, количество депутатов, установленное Уставом муниципального образования, количество избранных депутатов, количество присутствующих депутатов, количество отсутствующих депутатов, причины отсутствия депутатов, вопросы вынесенные на повестку дня, результаты голосования.

Решение представительного органа муниципального образования должно быть подписано председателем представительного органа муниципального образования, а также для приобретения юридической силы главой муниципального образования.

В случае, если в соответствии с Уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, глава подписывает Решение единолично.

Если Глава отсутствует на момент принятия Устава или Решения, то правом подпись обладает должностное лицо, исполняющее полномочие Главы муниципального образования.

 

5. Направление Устава муниципального образования, Решения на государственную регистрацию.

Устав муниципального образования или Решение направляется главой муниципального образования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю в течение 15 дней со дня его принятия (ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ).

В случае если Устав муниципального образования или Решение представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.

Для государственной регистрации Устава муниципального образования представляются:

1) Сопроводительное письмо (заявление) на имя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Людмилы Ивановны Бычковой (1 экземпляр);

2) Копия распоряжения, в случае если Устав подписан не Главой муниципального образования (1 экземпляр);

3) Доверенность, в случае передачи полномочий (1 экземпляр);

4) Устав муниципального образования (2 экземпляра);

5) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования (2 экземпляра);

6) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (1 экземпляр). Предоставление выписки из протокола сессии представительного органа муниципального образования, на которой принят устав муниципального образования не соответствует требованиям действующего законодательства;

7) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (1 экземпляр);

8) сведения о результатах публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования (1 экземпляр);

9) магнитный носитель (диск, флеш накопитель).

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (Совета депутатов или печатью местной администрации в случае принятия Устава муниципального образования на сходе граждан). Устав муниципального образования содержит титульный лист, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами.

Для государственной  регистрации Решения предоставляются:

1) сопроводительное письмо (заявление) на имя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Людмилы Ивановны Бычковой (1 экземпляр);

2) Копия распоряжения, в случае если Решение подписано не Главой муниципального образования (1 экземпляр);

3) Доверенность, в случае передачи полномочий Главы муниципального образования (1 экземпляр);

4) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта (2 экземпляра);

5) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования (1 экземпляр). Предоставление выписки из протокола сессии представительного органа муниципального образования, на которой принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования не соответствует требованиям действующего законодательства;

6) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (1 экземпляр);

7) сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (1 экземпляр);

8) магнитный носитель (диск, флеш накопитель).

Решение представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (Совета депутатов или печатью местной администрации в случае принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на сходе граждан).

 

6. Принятие решения о государственной регистрации Устава муниципального образования, Решения.

 

Регистрация.

Решение о государственной регистрации Устава муниципального образования или Решения принимается в 30-дневный срок со дня его поступления в Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

Решение о государственной регистрации Устава муниципального образования, Решения принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, проводимой на дату государственной регистрации данного Устава муниципального образования, Решения (часть 2 ст. 4 пункт 1 части 4 ст. 1 Федерального закона № 97-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации Устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный Устав муниципального образования со вторыми экземплярами предоставленных документов, при регистрации Решения направляет главе муниципального образования зарегистрированное Решение со вторыми экземплярами предоставленных документов.

 

Возврат без государственной регистрации.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации регистрирующим органом.

 

Отказ в государственной регистрации.

В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии Устава муниципального образования или Решения Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу Красноярского края, законам Красноярского края, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия Устава муниципального образования или Решения и (или) о наличии в Уставе муниципального образования или Решении коррупциогенных факторов, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации (ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации Устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава муниципального образования, Решения для государственной регистрации после устранения нарушений.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке (ч. 8, 9 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ).

 

7. Опубликование Устава муниципального образования, Решения.

Устав муниципального образования, Решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, Решение в течение 7 дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (абз. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В качестве общего критерия общедоступности и для опубликования, и для обнародования следует рассматривать доступность распространяемой информации без применения специальных технических средств. К сожалению, данному критерию сеть «Интернет» в настоящее время не отвечает. Следовательно, муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, обнародованными (определение Верховного суда Российской Федерации                       от 25.10.2016 (Дело № 43-АПГ16-14). Размещение информации в сети «Интернет» в системе действующего правового регулирования лишь дополняет официальное опубликование (обнародование). 

 

8. Направление опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю.

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) Устава муниципального образования, Решения обязан направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) Устава муниципального образования, Решения для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 97-ФЗ).

В соответствии со статьей 19.7 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - влечет административную ответственность.

 

 

23 августа 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).