Вы здесь

Информация о нарушениях, допускаемых компетентными органами при истребовании и пересылке документов органов ЗАГС из-за границы

Органы ЗАГС Российской Федерации, действующие на территории Сибирского федерального округа, при оформлении и исполнении запросов об истребовании с территории иностранных государств документов по вопросам актов гражданского состояния (копий актовых записей, справок, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, извещений об отсутствии записей) руководствуются положениями международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским делам, приказом Минюста России «О реорганизации территориальных органов Минюста России от 27.11.2008 № 276 (в редакции приказа от 09.02.2009 № 35), а также требованиями Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи» (далее – Рекомендации Минюста России).

Кроме того, органы ЗАГС субъектов Российской Федерации осуществляют непосредственное взаимодействие с компетентными органами ЗАГС иностранных государств – членов ЕврАзЭС на основании Методических рекомендаций о применении международных норм в части оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния государствами – членами ЕврАзЭС, принятыми Решением Совета министров юстиции при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества от 23.08.2007 № 24 (далее – Методические рекомендации) и Соглашения о сотрудничестве в сфере деятельности органов ЗАГС в рамках Евразийского экономического сообщества от 28.05.2008.

На территории Сибирского федерального округа наиболее применяемыми являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция) и Протокол к данной Конвенции от 28.03.1997 (далее – Протокол), а также договоры Российской Федерации со странами Балтии об оказании правовой помощи (Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года).

Запросы и обращения по вопросам актов гражданского состояния на основании Рекомендаций Минюста России проверяются на соответствие международным договорам о правовой помощи, федеральному законодательству, в частности, на наличие необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, оттисков печатей уполномоченных органов и др.), соблюдение иных условий в соответствии с международными договорами, заявлениями и оговорками Российской Федерации, федеральным законодательством (перевода на официальные языки запрашиваемых государств), а также на соблюдение согласованного порядка направления запросов.

В случае выявления нарушений международных договоров, при невозможности исполнения в связи с несоответствием российскому законодательству запрос иностранного органа возвращается его инициатору для устранения нарушений через Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с указанием Минюста России (письмо от 24.03.2008 №09/2812-НС).

Причины, по которым Главным управлением российским органам ЗАГС возвращались запросы об оказании правовой помощи и документы, составленные во исполнение иностранных запросов, следующие:

◦отсутствие гербовой печати на поручении (просьбе), на ксерокопиях документов, прилагаемых к поручению, а также на ответах органов ЗАГС о результатах исполнения иностранных запросов, в нарушение статей 7 и 13 Конвенции и Протокола;
◦направление первичных запросов напрямую в Главное управление, в нарушение установленного Протоколом к Конвенции, Методическими рекомендациями порядка (Грузия, Молдова, Украина), ошибочная ссылка в просьбе на Конвенцию и Протокол при истребовании документов из Латвийской Республики, тогда как основанием обращения является вышеуказанный Договор 1993 года;
◦не прикладывалась в нарушение пункта 42 Рекомендаций Минюста России копия квитанции об уплате государственной пошлины за истребование с территории иностранного государства документа органа ЗАГС;
◦возвращались анкеты заявителей об истребовании документов органов ЗАГС с территории Азербайджанской Республики для уточнения района г. Баку – места регистрации акта гражданского состояния или для уточнения места жительства родителей на момент рождения ребенка, если запрашивался документ о его рождении;
◦при направлении повторного запроса прикладывались копии ранее направленных запросов, новый запрос не составлялся;
◦при истребовании документа с территории Эстонской Республики прикладывалась общая анкета для всех органов ЗАГС, тогда как Административным регламентом предоставления государственной услуги по истребованию личных документов (приказ Минюста России и МИДа России от 25.12.2008 № 311/20086) предусмотрена иная форма анкеты для Эстонии.
Ряд повторных запросов возвращается Главным управлением в органы ЗАГС в связи с тем, что с момента направления аналогичных запросов Главным управлением в Минюст России для дальнейшей передачи в иностранные государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации не истек срок, сложившийся в международной практике - 10 месяцев с момента направления запросов в Минюст России.

Во избежание возврата иностранными органами ЗАГС запросов российских органов ЗАГС без исполнения не следует ссылаться на Протокол при направлении запросов в Азербайджанскую Республику, Республику Узбекистан, Республику Туркменистан и Грузию.

Запросы об оказании правовой помощи по истребовании документов с территории Республики Абхазия и Республики Южная Осетия направляются в Минюст России через Главное управление на основе принципа взаимности.

В иностранные органы запросы и документы, составленные в связи с исполнением запросов российских органов ЗАГС, возвращались в связи с отсутствием гербовой печати на них.

 

06 августа 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).