Вы здесь

Исполнение в Сибирском федеральном округе запросов об истребовании сведений о денежных счетах и вкладах на них, оставшихся после смерти физических лиц, в соответствии с международными договорами Российской Федерации

Среди действующих международных договоров Российской Федерации об оказании правовой помощи наиболее распространена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, подписанная в Минске (далее – Конвенция), и Протокол к данной Конвенции от 28 марта 1997 года. Они применяются в отношениях со странами – членами Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).

В соответствии с частью V (статьи 44 и 45) Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны. По общему правилу, право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Однако право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Таким же образом Конвенцией определяется и компетенция по делам о наследстве: в отношении движимого имущества – производство по таким делам ведут учреждения страны, на территории которой наследодатель имел место жительство в момент своей смерти, а в отношении недвижимого имущества – учреждения страны, на территории которой находится такое имущество.

Подобные положения о наследовании имущества за пределами России предусматриваются и другими международными договорами о правовой помощи, в которых участвует Российская Федерация (статьи 41, 42 и 45 Договоров между Российской Федерацией и Латвийской Республикой, а также между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 и 1992 годов, соответственно, др.).

На основании указанных положений, нотариусы иностранных государств обращаются в связи с ведением наследственных дел с запросами (просьбами) об истребовании информации о завещательных распоряжениях, о наличии денежных счетов и вкладов на них, оставшихся после смерти физических лиц.

Данные запросы поступают в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Главное управление) с территории иностранных государств напрямую или через Министерство юстиции Российской Федерации для проверки на соответствие международным договорам о правовой помощи и российскому законодательству, после чего направляются в компетентные отделения Сберегательного банка Российской Федерации, другие банки на территории Сибирского федерального округа. Полномочия Главного управления по рассмотрению и проверке запросов нотариусов иностранных государств установлены Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном приказом Минюста России от 21.05.2009 № 146, а также приказом Минюста России от 24.12.2007 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи».

После получения запроса иностранного нотариуса отделением Сберегательного банка России проводится проверка наличия запрашиваемых сведений (о наличии завещательного распоряжения, денежных счетов и вкладов на них, оставшихся после смерти физического лица).

По результатам проверки составляется справка о наличии таких сведений с указанием номера счета, суммы имеющихся на нем денежных средств или об отсутствии таковых. Справка адресуется запрашивающему нотариусу иностранного государства, подписывается уполномоченным лицом банковского отделения, заверяется официальной печатью банка во исполнение статьи 13 Конвенции.

Справка (ответ) направляется по почте приложением к сопроводительному письму в адрес Главного управления в соответствии со статьей 5 Конвенции. Направление справок о денежных вкладах (о наличии или об отсутствии) напрямую в адрес запрашивающих нотариусов или органов юстиции иностранных государств не допустимо.

В результате проведенного Главным управлением обобщения и анализа поступающих из отделений Сбербанка России в округе документов, составленных во исполнение запросов иностранных нотариусов, выявлены основные причины, по которым такие документы возвращались для надлежащего оформления в соответствии с международными договорами о правовой помощи:

◦в связи с отсутствием подписи уполномоченного лица банка (руководителя отделения Сбербанка России) и официальной печати банка, в нарушение статьи 13 Конвенции;
◦в связи с нарушением предусмотренного Конвенцией порядка направления документов об исполнении просьб (направление ответа (справки) о наличии денежных вкладов, адресованного Главному управлению без составления на адрес Главного управления сопроводительного письма, а также в ряде случаев направление такой справки напрямую в адрес запрашивающей нотариальной конторы иностранного государства, минуя Главное управление).
В ряде случаев банки отказывают в исполнении запроса иностранного нотариуса об истребовании сведений о счетах и вкладах на них, в связи с необходимостью оплаты заинтересованными лицами (наследниками) розыска вкладов, при этом ссылаясь на Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.

Однако следует отметить, что обязательность исполнения запросов иностранных нотариусов об истребовании сведений о денежных вкладов российскими банками вытекает из статей 8 и 13 Конвенции, абзаца 5 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также статьи 15 Основ законодательства о нотариате Российской Федерации. Полагаем, что такие запросы не допускается возвращать в Главное управление без исполнения в связи с необходимостью оплаты розыска вкладов.

 

06 августа 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).