Вы здесь

Выступление Л.И.Бычковой, начальника Управления Минюста России по Красноярскому краю, на конференции адвокатов Адвокатской палаты Красноярского края 26 января 2018 года

Доброе утро, уважаемые участники конференции! Позвольте Вас поприветствовать и пожелать успешной работы!

Прошедший год был юбилейным для адвокатского сообщества России и Красноярского края.

Федеральному закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» и Адвокатской палате края – 15 лет. Прошедшие годы показали, что адвокатура выдержала проверку временем, обеспечив свою независимость и доказав  эффективность механизмов корпоративного самоуправления.

Сегодня Адвокатская палата края по праву является одним из наиболее авторитетных и многочисленных адвокатских сообществ, как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.

Среди одной  тысячи пятидесяти двух действующих адвокатов края много опытных профессионалов, многолетний и добросовестный труд которых заслуживает самой высокой оценки.

С момента создания Адвокатской палаты края  Управление встречает понимание и содействие адвокатского сообщества по многим вопросам, относящимся к компетенции Минюста России.

Институт адвокатуры находится в сфере особого внимания государства и претерпевает важные изменения, призванные повысить эффективность реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Говоря о деятельности Минюста России в прошедшем году в сфере адвокатуры и его полномочиях, отмечу следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2017 года № 181 (далее – Указ Президента РФ № 181)   в Положение о Министерстве юстиции, (утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года  № 1313)  внесены изменения, в том числе  о  наделении Министерства  дополнительными полномочиями по нормативно-правовому регулированию  в сфере адвокатуры.

Так, к компетенции Минюста России отнесено установление по согласованию с заинтересованными федеральными органами требований к форме, порядку оформления  и направления адвокатского запроса.  Нормы  об адвокатском запросе, а именно  - статья 6.1.  введена в  Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) в  2016 году.

Приказом Минюста России № 28  от 14 декабря 2016 года, действующим с 03 января 2017 года с изменениями, внесенными решением Верховного суда РФ от 24 мая 2017 года,    такие  требования установлены, разработан рекомендуемый образец адвокатского запроса.

Реализация указанных правовых норм, безусловно, способствует развитию института адвокатского запроса, укреплению статуса адвоката и  повышению эффективности адвокатской деятельности.

Хочу отметить, что в течение 2017 года в Управление по вопросам компетенции поступило 2 адвокатских запроса о предоставлении сведений от  адвокатов  Красноярской краевой и Московской областной  коллегий адвокатов. В первом случае запрос был его инициатором отозван, по второму  - подготовлен письменный ответ.

Также Указом Президента РФ № 181 закреплено полномочие Минюста России  на участие в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам (далее – Комиссия).

Согласно положениям статьи 37.1. Федерального закона № 63-ФЗ комиссия по этике и стандартам формируется под председательством Президента Федеральной палаты адвокатов (далее – ФПА) в количестве 16 членов, включая двух представителей от федерального органа юстиции.

Законом предусмотрено, что  комиссия разрабатывает стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности, дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката.

В 2017 году  указанным коллегиальным органом ФПА разработан целый ряд значимых документов, в том числе стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принятый восьмым  Всероссийским съездом адвокатов, разъяснения по актуальным вопросам  в сфере адвокатской деятельности, которые утверждены Советом ФПА.

Безусловно, знаковым событием  прошедшего года было размещение  24 октября  на сайте Минюста России проекта подготовленной в соответствии государственной  программой «Юстиция», (утвержденной постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 года), Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Проект  Концепции), разработка которого велась в течение нескольких  последних лет.

Минюстом России отмечено, что Проект Концепции носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения.

Документ предусматривает, что с 2023 года оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования.

В Проекте Концепции указано, что принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

«На сегодняшний день только адвокатская деятельность обладает установленными Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвокатов едиными требованиями к претендентам на допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи, нормами и этическими правилами осуществления такой деятельности, механизмами дисциплинарной ответственности» - подчеркивается в Концепции.

Предполагается, что реализация Концепции будет осуществляться в три этапа:

- первый этап (2018 год) – разработка нормативных правовых актов  в целях обеспечения возможности;

выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения  адвокатской деятельности;

работы  адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями, детализации режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований;

- второй этап (2019 год) – регламентация временного упрощенного порядка перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру; правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена будут утверждаться совместно ФПА и Минюстом России,  быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными;

- третий этап (2020 – 2022 годы)  – прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке.

Согласно Концепции право оказания юридической помощи, в том числе право на ведение дел в судах, сохранят:

юристы, работающие по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций;

участники государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках  Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 324-ФЗ), а также зарегистрированные  некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе в соответствии с целями их создания.

В течение 2017 года Минюстом России совместно с Советом Европы  завершен проект «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан», направленный на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения в Российской Федерации.

Проект реализуется пока в трех регионах – Волгоградской, Тамбовской и Ульяновской областях. По результатам работы над проектом разработано практическое Руководство по оценке региональной системы бесплатной юридической помощи и принятию управленческих решений о мерах по ее совершенствованию, которое в качестве примера положительного опыта  направлено высшим должностным лицам субъектов РФ, в том числе Губернатору  Красноярского края.

Также в плане работы Минюста России на 2018 год предусмотрено внесение изменений в приказ Минюста России от 12.11.2012  № 206, связанных с упрощением процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках  Федерального закона № 324-ФЗ.

Кроме того, запланирована подготовка приказа Минюста России об установлении единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной  юридической помощи  и обеспечении контроля за соблюдением таких требований.

Сразу хочу отметить, что проведенный Управлением мониторинг реализации в крае  Федерального закона № 324-ФЗ за 2017 год показал существенные подвижки.  Улучшение  результатов в работе обусловлено, в первую очередь,   принятием Советом Адвокатской палаты в октябре 2016 года  важных организационных решений. Так, утвержден Порядок оказания бесплатной юридической помощи адвокатами края, в т.ч. установлен единый день приема граждан – еженедельно по средам в помещениях адвокатских образований. Значительно возросла активность  адвокатов - участников государственной системы бесплатной юридической помощи в крае.

Приведу несколько цифр. В настоящее время 744 адвоката, то есть около 70 % адвокатского сообщества, участвуют в работе государственной системы, что в разы больше, чем в 2015 году, когда в списке участников государственной системы бесплатной юридической помощи  было  52 адвоката.

В  2017 год   адвокатами оказана бесплатная  юридическая помощь по  782 обращениям граждан, в том числе:

- дана 291 консультация в устной форме;

- 32 консультации в письменной форме;

- составлено 300 документов правового характера;

-  интересы граждан в судах и других органах  адвокаты  представляли в 159 случаях.

Для сравнения – в 2016 году   обращений граждан  к  адвокатам было  в 4 раза меньше - 175; а  в 2015 году – 118.

Наибольшее количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь,  - это  дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды 1 и 2 группы, малоимущие граждане.

По информации Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края – уполномоченного органа в сфере оказания бесплатной юридической помощи на территории Красноярского края,  в 2017 году на основании поступивших от адвокатов документов об оказании бесплатной юридической помощи гражданам из краевого бюджета для  оплаты  труда адвокатов   перечислено  более одного миллиона шестисот тысяч рублей (в 2016 году – 450 тысяч 840 рублей).

На заседании комитета по безопасности и защите прав граждан Законодательного Собрания края, состоявшемся  в апреле прошлого года, депутатами и присутствовавшими на заседании представителями органов власти  отмечена положительная динамика в работе.

По представлению Управления и Адвокатской палаты за активное содействие в развитие государственной системы бесплатной юридической помощи в крае и в связи с 15-летием  Адвокатской палаты  благодарственными письмами Законодательного Собрания Красноярского края отмечены Степанов Виктор Егорович – вице-президент Адвокатской палаты края, Белинская Юлия Анатольевна – адвокат коллегии адвокатов города Лесосибирска, Вольф Нина Владимировна – адвокат Красноярской краевой коллегии «Прецедент».

Также благодарственные письма Управления вручены 9  наиболее отличившимся адвокатам Первой Красноярской краевой, Красноярской краевой, Центральной, Западной региональной, «Октябрьской» коллегий адвокатов и   адвокату, работающему в адвокатском кабинете в городе Красноярске.

Уже в этом году в Управление поступило   обращение  гражданина в связи с отказом  адвоката - участника государственной системы бесплатной юридической помощи в Красноярском крае, представлять   его интересы в суде.

Суть обращения в следующем. Заявитель, являясь инвалидом 2 группы, направил в суд исковое заявление об оспаривании  результатов  медико-социальной экспертизы и программы реабилитации инвалида. Адвокатом в удовлетворении его обращения было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ.

Полагаем, что действия адвоката в данной ситуации правомерны, поскольку  возможность получения у адвоката консультации в устной и письменной форме  по данному случаю законом  прямо  предусмотрена (подпункт 14 пункта 2 статьи 20), а соответствующая категория дел для  судебного представительства отсутствует (пункт 3 статьи 20).

Вместе с тем, возможности по расширению перечня категорий лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаев ее оказания могут быть реализованы на уровне регионального законодательства путем внесения дополнений в краевой закон о бесплатной юридической помощи.

В этой связи обращаюсь  с просьбой – с учетом  практики работы, фактической    потребности граждан, которые  обращаются к адвокатам за получением бесплатной юридической помощи, внести  конкретные  предложения о необходимости внесения изменений в краевой закон, которые   Управление во взаимодействии с Уполномоченным органом и Адвокатской палатой направит в Законодательное Собрание Красноярского края.

Несколько слов о результатах еще одного   мониторинга - по ведению регионального реестра адвокатов  и реализации  других полномочий Управления в сфере адвокатуры.

В 2017 году незначительно возросло (на 5 чел.) количество адвокатов, имеющих действующий статус. На конец года в региональном реестре учитывалось    1052 адвоката. Отмечу, что  в реестре адвокатов Российской Федерации в настоящее время  более 73 тысяч действующих адвокатов.

В сравнении с 2016 годом заметно уменьшилось  (на треть)  количество претендентов, подавших заявления  для сдачи квалификационного экзамена (с 96 до 65). Соответственно сократилось и количество лиц, которым по результатам квалификационного экзамен присвоен статус адвоката - 34,  что  на 17 человек меньше, чем в 2016 году. Результативность сдачи экзаменов остается на прежнем уровне – примерно  половина от общего количества претендентов экзамен выдержали.

Среди успешно сдавших экзамен:  стажеров и помощников адвоката – 8, работавших на юридических должностях в различных организациях – 14, работавших в органах прокуратуры, следствия, в  службе исполнения наказаний, судебных органах – 10, преподаватели юридических дисциплин ВУЗов – 2.

Нужно отметить, что Управлением, в рамках представительства в Квалификационной комиссии Адвокатской палаты, проводилась проверка документов лиц, подавших документы для сдачи квалификационного экзамена.

Так,    направлялись запросы:

- в образовательные учреждения, а в отдельных случаях -  в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Министерство образования Российской Федерации для  подтверждения  получения документов о высшем юридическом образовании;

- в органы государственной власти, организации  при необходимости получения сведений о юридическом стаже;

- в Информационный центр Главного управления МВД России по Красноярскому краю (далее – Информационный центр) – о наличии или  отсутствии  у претендентов непогашенной или неснятой судимости.

По результатам указанных проверок и полученных сведений  Квалификационной комиссией Адвокатской палаты приняты решения об  отказе  в допуске 2 претендентам: в одном случае - ввиду отсутствия государственной аккредитации образовательной программы у ВУЗа, где претендент обучался,  в другом – по причине отсутствия  необходимого стажа работы по юридической специальности.

В конце 2017 года возникли проблемы в связи с не поступлением  сведений из Информационного центра по очередному запросу Управления. Не смотря на то, что ведется активная переписка, , до настоящего времени  вопрос не решен.

В  письме руководителя Информационного центра, полученном  17 января т.г.,  указано, что окончательное решение будет принято после поступления ответа из Главного Информационно-аналитического центра  МВД России.

Проблема  связана с возможной выдачей  недостоверной информации по запросам, так как  проверку необходимо осуществлять по учетам МВД всех субъектов РФ, где гражданин проживал ранее – проходил обучение, работал, проходил службу в Советской Армии, Вооруженных силах РФ, т.е. по всем подробным установочным данным  гражданина, в том числе имевшимся ранее.

В этой связи, до урегулирования ситуации, предложено рассмотреть возможность запрашивать эти данные  у претендентов, а им -   самостоятельно получать и представлять в Квалификационную комиссию Адвокатской палаты справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, которые будут выдаваться Информационным центром по заявлению гражданина в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011. Такое заявление может быть направлено через  краевые МФЦ,  МФЦ других субъектов РФ либо в электронном виде через Единый Портал государственных и муниципальных услуг.

Это предложение  необходимо обсудить. В Адвокатских палатах ряда субъектов РФ такая практика имеется, хотя в перечне  документов к представлению в квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов РФ указанный документ прямо  не указан.

Возвращаясь к мониторингу данных реестра адвокатов, отмечу, что в 2017 году на треть сократилось число адвокатов, прибывших в связи с изменением  членства в адвокатских палатах других субъектов РФ – 12 (ранее – 17) Не изменилась тенденция прошлых лет, когда  большинство из числа прибывших  -  адвокаты из Республики  Тыва – 8 человек (67 %). В  реестр адвокатов внесены сведения в отношении 12 адвокатов, статус которых Советом Адвокатской палаты приостановлен.

В  прошлом  году, в связи с поручением Главного управления Минюста России по Новосибирской области, Управлением  проведен анализ  данных реестра в отношении адвокатов, статус которых длительный период времени значится  приостановленным.

Анализ показал, что из 65 адвокатов с приостановленным статусом  у 14 адвокатов срок приостановления составляет от 5 до 10 лет, у 7 адвокатов – более 10 лет. В большинстве случаев основанием  приостановления статуса является неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.

Следует отметить, что почти четверть адвокатов (15 человек) не сдали в Управление на период приостановления статуса свои удостоверения.

Информация по данному вопросу направлена Управлением  в Адвокатскую палату, а также в адрес адвокатов с просьбой проинформировать о причинах столь длительного приостановления статуса, о планируемом возобновлении или прекращении статуса. Информация от адвокатов  поступает - имеются ситуации, когда адвокаты выехали и постоянно проживают в других регионах,  у них изменились обстоятельства, послужившие основаниями для приостановления статуса и другие.

Несмотря на то, что сроки для приостановления статуса законом прямо не установлены, предлагаем, в целях актуализации данных реестра адвокатов Красноярского края, начатую работу совместно завершить в текущем году.

Из реестра адвокатов Красноярского края в связи с прекращением статуса адвоката исключены сведения в отношении 23 адвокатов, в том числе в отношении 3 адвокатов  по результатам дисциплинарных производств.

В прошлом году Управлением в Адвокатскую палату направлено 3 представления: 1  представление  о прекращении статуса адвоката и 2  представления о возбуждении в отношении адвокатов дисциплинарных производств -  в соответствии новыми полномочиями территориальных органов Минюста России  согласно изменениям   в  Федеральный закон № 63-ФЗ и Положение об Управлении, действующим с июня 2016 года.

В первом случае -  в Управление поступили сведения о том, что адвокат совмещает адвокатскую деятельность с работой по трудовому договору в коммерческой организации. Нужно отметить, что  сам адвокат обратился  в Адвокатскую палату с заявлением о приостановлении статуса по причине заключения трудового договора, то есть, по сути, не понимая прямого запрета статьи 2   Федерального закона № 63-ФЗ.

В период рассмотрения дисциплинарного производства адвокатом   трудовой договор с организацией был  прекращен; в порядке привлечения   к дисциплинарной ответственности Советом Адвокатской палаты края  ему объявлено замечание.

Два представления Управления  о возбуждении дисциплинарного производства связаны с    фактами, когда адвокаты изменили место постоянного проживания в крае на другие субъекты РФ,  при этом  заявления об изменении членства в Адвокатской палате края на членство в адвокатской палате по избранному ими месту постоянного жительства не подали.

В одном случае Квалификационной комиссией Адвокатской палаты в действиях (бездействии) адвоката признано наличие нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката. В дальнейшем решением Совета Адвокатской палаты, с учетом устранения адвокатом нарушения - адвокат встал на регистрационный учет в городе Красноярске, дисциплинарное производство было прекращено вследствие малозначительности совершенного проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение.

По другому представлению дисциплинарное производство не было возбуждено. В данном случае адвокат с 2012 года, то есть более 5 лет назад,  изменил место жительства в городе Красноярске на город Москва, встал в УФНС по городу Москве на налоговый учет в качестве адвоката,  не изменив членство в Адвокатской палате края на членство в Адвокатской палате города Москвы.

В этой связи Управлением в начале  января текущего года  в Адвокатскую палату направлено  повторное представление,  о ходе   рассмотрения  которого информация пока  не поступила.

Хочу отметить, что Минюстом России, по результатам мониторинга деятельности в сфере адвокатуры за 1 полугодие 2017 года, рекомендовано своим  территориальным органам в целях повышения качества оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи  при рассмотрении  жалоб на действия (бездействие) адвокатов направлять соответствующие представления в адвокатские палаты субъектов РФ.

Что касается жалоб и обращений в отношении адвокатов, поступивших в Управление, в том числе обращений судов, то  их количество в 2017 году по сравнению с 2016 годом заметно возросло – с 17 до 36, то есть более в 2 раза.

Не столь значительно, но все же   увеличилось число жалоб и обращений, адресованных непосредственно в Адвокатскую палату – со 191 до 202 (на 6 %).

Обращения судов или судей в Адвокатскую палату, в первую очередь, обусловлены фактами срывов судебных заседаний адвокатами.

Сложившаяся в 2017 году  ситуация, когда   количество срывов судебных заседаний по причине неявки адвоката существенно возросло,  была предметом рассмотрения Рабочей группы, созданной при Красноярском краевом суде.  Заседания  Рабочей группы состоялись в марте и сентябре прошлого года.

Напомню, что Рабочую группу возглавляет Афанасьев Андрей Борисович, председатель судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда. В составе Рабочей группы – представители Управления, Управления судебного департамента,  Агентства по обеспечению деятельности мировых судей, Адвокатской палаты края.

Данные статистики за 1 полугодие 2017 года показали, что на 32 % больше, чем в аналогичном периоде 2016 года,  возросло общее количество срывов судебных заседаний – с 66 до 87. Причем особенно значительный рост    срывов зафиксирован    в федеральных судах – на 48 % ( с 48 до 71).

По информации судов 22  из 87 срывов, то есть каждый   четвертый,  допущены адвокатами по неуважительным причинам. При этом Рабочей группой было  отмечено, что дисциплинарные производства в отношении адвокатов, допустивших необоснованные срывы судебных заседаний,   возбуждаются Адвокатской палатой  не всегда.

Так, в 1 полугодии в Адвокатскую палату поступили 13 сообщений судов по 15 случаям срывов судебных заседаний адвокатами, по которым возбуждено только  2  дисциплинарных производства. Как следствие,   количество срывов судебных заседаний адвокатами возрастает, отмечены факты повторных срывов, что недопустимо.

Протоколы Рабочей группы направлялись в Адвокатскую палату с рекомендациями о проведении анализа состояния дел в этой сфере, обеспечении объективного рассмотрения судебных сообщений по фактам необоснованных срывов судебных заседаний адвокатами в соответствии с нормами Федерального закона № 63-ФЗ и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Также рекомендовано довести до сведения адвокатского сообщества края необходимость заблаговременно письменно уведомлять суд в случае невозможности по уважительной причине принять участие в судебном заседании.

Итоги дисциплинарной практики Адвокатской палаты за 2017 год позволяют сделать вывод о том, что ситуация находится под контролем и необходимые выводы сделаны.

В заключении  отмечу, что в крае  выравнивается ситуация по погашению задолженности по оплате труда адвокатов,  участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания и  предварительного следствия.

Так,  по информации Главного управления МВД России по Красноярскому краю по состоянию на 20 декабря 2017 года  выплаты осуществлены  в полном объеме.

 

30 января 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).